RSM Global

Что делать руководителям компаний в период значительных изменений в мировой экономике?

В мировой экономике наблюдаются тенденции к протекционизму и популизму. Руководители компаний задаются вопросом: неужели процесс глобализации, который помог расширить мировой рынок и миллионы людей вывести из бедности, теперь остановился? Для руководителей компаний подобные тенденции становятся одной из самых больших проблем с учетом серьезных последствий для развития их бизнеса.

Это влияет на планирование, стратегию и подбор персонала. Руководители должны быть уверены, что обладают знаниями и видением достаточными для того, чтобы их компании могли адаптироваться к переменам. В быстро меняющейся конъюнктуре руководитель должен иметь продуманный краткосрочный план на год и среднесрочный на 3-5 лет, а то и на более долгий период. Даже если ему придется изменить свою стратегию из-за непредвиденных обстоятельств, лучше иметь какой-то план, чем обходится без него.

В последние десятилетия все большее число предприятий малого и среднего бизнеса стремились расширить географию деятельности и стать транснациональными компаниями. Тем не менее, такой путь становится очень рискованным, поэтому компании должны действовать продуманно, гибко и быть хорошо подготовленными. Однако многие руководители лишь недавно начали задумываться о том, какими последствиями подобный путь может обернуться.

Еще не стоит полностью списывать со счетом про мировую политическую экономику. Несмотря на то, что тенденции ясны, есть основания надеяться, что можно избежать разрушительного эффекта от «деглобализации», аналогичный которому произошел в начале 20-го века.

Мировая экономика сейчас восстанавливается: Организация экономического сотрудничества и развития прогнозирует рост на 3,7% в 2018 году, который близок к среднему показателю 1990-2007 годов. В наши дни не только промышленные товары пересекают границы, но и знания, данные и навыки и умения, которым гораздо труднее создавать преграды.

Руководители должны быть уверены, что обладают знаниями и видением достаточными для того, чтобы их компании могли адаптироваться к переменам.

Компании среднего бизнеса не собираются сдаваться, не расширяя свою деятельность и оставаясь в рамках национальных границ. Однако нужно быть очень недальновидным руководителем, чтобы считать, что геополитические изменения не будут влиять на развитие их компаний. Рост популистских настроений влияет на торговлю, налоговое законодательство и политику – все, что касается самого определения мировой экономики. Компании во всем мире сталкиваются с законодательными трудностями и протекционистскими мерами. Это те проблемы, которые придется им решать.

В Австралии была отменена временная рабочая виза для квалифицированных работников подкласса 457, которая была основным способом для работодателей привлечения опытных зарубежных специалистов, что затруднит расширение компаний из-за усложнения поиска талантливых работников по всему миру. Выход Великобритании из ЕС может создать новые барьеры для ведения торговли и найма сотрудников, если ее правильно не спланировать. США вышли из Транс-Тихоокеанского партнерства и пересматривают положения Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА).

И хотя страны не повышают торговые пошлины, как это было в 1930-х, тем не менее правительства используют другие методы протекционизма. Всемирная торговая организация подсчитала, что количество нетарифных барьеров, которые используются странами G20, такие как антидемпинговые меры, выросли с 300 в 2010 году до более чем 1200 в 2016 году.

Экономические условия постоянно меняются. Транснациональные корпорации всех размеров должны уметь адаптироваться к изменениям в налоговом законодательстве разных стран в сфере трансфертного ценообразования. Например, Европейская комиссия уже на протяжении четырех лет активизировала работу по выявлению случаев злостного уклонения от уплаты налогов со стороны корпораций, и недавнее исследование Европейской комиссии в отношении системы налогового управления бренда Ikea является частью этого процесса. Реформы президента США Дональда Трампа направлены, среди прочего, на то, чтобы побудить компании репатриировать почти 3 трлн. долларов в виде доходов, что, безусловно, является важной вехой в истории развития мировой экономики.

Столкнувшись с этой сложной внешней средой, что могут сделать те, кто управляет компаниями среднего бизнеса? Правильное планирование сценариев становится жизненно важным. Однако требуемые навыки для этого очень сильно отличаются от тех, с которыми компании уже знакомы: им, возможно, придется нанимать новых сотрудников или покупать аналитические исследования, которыми они в настоящее время не обладают. Большинство менеджеров сосредоточены на текущей работе и им потребуется помощь, чтобы вести их через «зыбучие пески» геополитики, экономики, торговой политики и демографических изменений.

Потребность в квалифицированных кадрах становится более насущной, чем когда-либо: руководителям необходимо обеспечить внедрение политики в области развития персонала таким образом, чтобы привлекать и удерживать лучших. В некоторых странах усиливается контроль иммигрантов, поэтому только лучшие работодатели смогут привлечь дефицитные талантливые кадры, в условиях, когда их предложение ограничено. «Война за талант» станет жестокой битвой.

Средние предприятия могут извлечь выгоду из пересмотра торговых соглашений, поскольку есть возможность для корректировки условий с учетом новых бизнес-сфер, таких как цифровые услуги.

Трудно даже представить, что границы стран могут полностью или надолго закрыться: миграция имеет жизненно важное значение для развития мировой экономики в взаимосвязанном мире, где транспорт, интернет и мобильная связь облегчают перемещение. Но новые меры контроля могут помешать бизнесу. Компании должны быть готовы к таким событиям.

В Великобритании, например, чистая иммиграция из ЕС уже снизилась до самого низкого уровня за все время из-за слабого фунта и ожидания выхода Великобритании из ЕС. Руководителям предприятий по всему миру необходимо убедиться, что они готовы конкурировать и развивать те талантливые кадры, которые будут им доступны.

Подобные изменения в мировой экономике могут, конечно, приносят не только угрозы, но и возможности для развития. Пересмотр условий торговых соглашений позволяет скорректировать их с учетом возникновения новых сфер деятельности, таких как цифровые услуги, которых не было на момент их составления, например, при подписании НАФТА. Предприятия среднего бизнеса, которые занимают прочные позиции в мире цифровых технологий, могут извлечь из этого серьезную пользу.

Желание Китая играть более значительную роль в мировой экономике посредством таких проектов, как инициатива «новый шелковый путь» стоимостью 900 млрд. долл., направленной на содействие торговле между Европой и Азией, может создать новые возможности для компаний, которые будут участвовать в такой цепочке поставок. Однако существуют практические и политические препятствия, и многие эксперты опасаются возникновения торговой войны между США и Китаем в ближайшие месяцы.

Ведение бизнеса на международной арене дает много преимуществ. Так, согласно исследованиям аналитического Центра малого и среднего предпринимательства в США, те предприятия, которые в большей степени ориентированы на мировой рынок, как правило, являются самыми быстрорастущими компаниями.

Тем не менее, руководители должны использовать инструменты стратегического планирования, чтобы решить многие проблемы, с которыми они сталкиваются на каждом этапе и задавать себе следующие вопросы: каково состояние мировой экономики сейчас и как это влияет на бизнес?

Самый мудрый путь в данном случае может стать взвешенный и осторожный подход к взаимодействию с рынком. Нужно сотрудничать с правильными консультантами, тщательно изучать отдельные рынки, предвидеть изменения политики и адаптироваться к ним быстрее и эффективнее, чем их конкуренты.

Таким образом, если использовать правильный подход, компании малого и среднего бизнеса будут продолжать активно развиваться в мировой экономике. Настало время руководителям компаний воспользоваться возможностями мирового рынка. От этого зависит не только успех бизнеса в будущем, но и даже его выживание.