RSM Global

Какие уроки может извлечь бизнес из результатов Кубка мира?

Уже прошло достаточно времени с момента окончания Кубка мира, пора подвести итоги. Турнир стал очередным напоминанием для бизнеса о том, что даже небольшие компании, «аутсайдеры» рынка, могут успешно конкурировать с крупными корпорациями и даже выиграть в этой борьбе. Какие же примеры этому мы могли наблюдать в течение Чемпионата? В первую очередь хотелось бы упомянуть Исландию с населением в 330 000 человек, которая прошла намного дальше по всем квалификациям и турнирам, чем от нее ожидали, благодаря отличным учебно-тренировочным комплексам в стране, энтузиазму тренера и нетрадиционной тактике.

Своими результатами также радовали Хорватия, Уругвай и, конечно же, Бразилия, которые дошли до 1/4 финала. За время Чемпионата мира по футболу 2018 года фанаты стали свидетелями нескольких неожиданных сюрпризов. Так, например, Германия проиграла сначала Мексике, а затем Южной Корее, а Россия выиграла у Испании.

Футбольная тактика, хорошее руководство и усиленные тренировки, безусловно, играют важную роль для победы на поле, однако успешная футбольная команда – это нечто большее, чем просто сумма этих составляющих. В здесь можно провести интересную аналогию с бизнесом.

Возьмем команду Хорватии. Изначально ей повезло, ведь в состав входили лучшие игроки, можно сказать «золотое поколение», но любой профессионал спорта вам скажет, что это еще не гарантирует успех. Ключевым фактором Хорватии стали воспитание молодых талантов и глобальное мышление.

Под руководством менеджера Ромео Йозак из Федерации хорватского футбола использовался следующий подход: молодые игроки страны сначала учатся и играют в Хорватии, прежде чем отправятся играть в более крупные иностранные клубы. Таким образом, Хорватия создала пул футбольного таланта, который играет по всей Европе, а затем может снова объединиться в национальной сборной.

Тот же подход работает и в экономике. Поскольку Хорватия присоединилась к Европейскому союзу в 2013 году, многие хорваты покинули страну в поисках лучших возможностей в других странах ЕС. Это привело к некоторому дефициту квалифицированных кадров, но по мере открытия экономики новые кадры и идеи могут также поступать из других источников.

Это интересный пример того, как свободный поток людей может способствовать большему успеху страны. В футболе это означает, что игрок с потенциалом из бедной страны может найти свой путь в богатом футбольном клубе и наслаждаться различными преимуществами, от спортивных психологов до диетологов.

Неудивительно, что Бразилия — самая успешная национальная сборная в истории спорта, ведь в составе национальной сборной она выпускает лучших игроков в мире. Неймар, звездный футболист, который заработал рекордные 200 миллионов фунтов стерлингов, перебрался в Париж Сен-Жермен в прошлом году, но играл за свою страну на ЧМ 2018. Общие показатели по игрокам прошлого года также очень хорошо говорят о том, как работает такая тактика: 1202 бразильских футболиста играли в зарубежных клубах.

Однако, несмотря на то, что талант важен, он не должен быть основным объектом внимания как для бизнеса, так и для футбольной команды. В этом году Португалия и Аргентина «вылетели» из турнира впервые за последние 16 лет, возможно, потому, что они слишком полагались на своих знаменитых талантливых игроков: Месси и Роналду.

Так, Коста-Рика, Алжир и Мексика показали, как организация команды, тактическая хватка, совместно с возможностями всех своих игроков, могут помочь достичь успеха, в противовес командам, где все ставки были на наличие звездного таланта в составе. Талант важен, но разнообразие талантов, процессов и структуры, раскрывающие весь их потенциал, — еще лучше.

Для бизнеса это означает, что когда компании не ограничиваются национальными границами, они получают доступ к лучшему капиталу, таланту и идеям. Наглядно это показала Германия, поскольку ее экономика основана на глобализированных компаниях среднего размера, благодаря чему Германия стала главным экспортером с положительным сальдо торгового баланса в размере 300,9 млрд. долл. Еще более впечатляющее достижение заключается в том, что ее экономика состоит из около 3,3 млн. предприятий малого и среднего бизнеса. Это не корпоративные гиганты, а небольшие компании с амбициозными глобальными стратегиями.

Итак, в чем же секрет? Возможно, в желании мыслить глобально, как Хорватия и Бразилия, и наилучшим образом использовать ресурсы, которыми вы обладаете в начале. Компании среднего бизнеса могут применять этот подход к своим собственным проектам. Готовность выходить на глобальную арену и конкурировать с крупными игроками способна творить чудеса. Это и привело Хорватию в финал.